Усовершенствование быстрого чтения учеников младших классов

1067758-1eb9f62ac221f6aeРабота относительно усовершенствования быстрого чтения сводится к реализации двух основных задач. Во-первых, это обеспечивает беспрерывное наращивание объема интересного, даже захватывающего чтения с довольно жестким контролем роста и качества понимания, во-вторых, — формирует направленность чтения.

Истинное владение и пользование нормальным — «быстрым» — чтением детерминировано большей частью такими функциями и феноменами, как: жизненный смысл, осознание своего будущего и жизненных планов, стиля и образа жизни, чем владением техникой быстрого чтения. Можно предположить, что та или другая техника способна влиять на реализацию жизненной цели, но не следует приписывать ей основоположных тенденций.

Как правильно писала Ольга Ильинская в диссертации «Лень и среда»:

Погружение ребенка в среду интенсивного информационного обмена, в глубины родного языка, в ценностный контекст людской культуры в виде организованного вами чтения, благодаря вашему присутствию и влиянию. они сформируют в ребенке личностные тенденции, из которых будет возникать жизненная необходимость владения тем или другим инструментом человеческого бытия, как это техника быстрого чтения или забивания гвоздей.

С предложенной логикой работы просто и естественно дети до конца 4 класса научатся читать со скоростью 300-700 слов на минуту. Дальнейшее усовершенствование опосредованно образом жизни ребенка и будет происходить большей частью в автономном режиме за пределами специального обучения.

Поскольку громкое выразительное чтение играет определенную, хотя и ограниченную, роль в жизни взрослого человека, нельзя было бы отказаться от дальнейшего развития этой формы коммуникации. Поэтому на протяжении всего учебного года, начиная со второй четверти, одновременно должны использоваться два варианта урока — выразительного, художественного чтения, и быстрого — информационного чтения. Их оптимальное соотношение — один урок художественного и 4-5 уроков информационного чтения.

Уроки художественного или драматического чтения со временем постепенно и органически превратятся на в уроки ораторского искусства или риторики в старших классах. Общим, интегрированным названием курса будет «Устное слово».

Это уроки, которые несут в себе содержание, абсолютно не похожи на содержание уроков, на которых читают. На этих уроках есть те, кто должны сообщить окружающим что-то для них неизвестное и значительно, и есть те, кто готовый и хочет это услышать. Формами проведения могут быть конференция, семинар, политинформация, поэтический марафон, клуб знатоков, фольклорный праздник, фестиваль анекдотов, конкурс рассказчиков и т.п. Мотив деятельности на этих уроках совсем другой — проинформировать, удивиться, развеселить, поразить, убедить своих товарищей. Сообщение, сделанное детьми, могут быть разными — как по смыслу, так и по форме (чтение вслух, рассказ или доклад за конспектом, даже пение, пантомима). Содержание может быть связано с четкими книгами, исследуемой темой из математики, с ожидаемым праздником, очередным днем рождения одного из учеников, со случаем и жизни школы, с историей, географией, биологией, домашним хозяйством и т.п. Но однозначным есть то, что всегда должны быть подготовлены сообщения, интересные для других.

Соблюдаемое нами правило постепенности осложнения деятельности выражается в том, что сначала это подготовлено заранее чтение вслух текста, неизвестного для присутствующих, потом — декларирование стиха или рассказ с подсматриванием в текст, потом — рассказ или доклад с опорой на план-конспект, постепенно часть детей начинает проявлять способность пересказывать содержание без помощи вспомогательных средств. Ваше взрослое учительское присутствие в деятельности ребенка мешает ему написать, например, эссе на свободную тему или сочинение «После бала» и не гарантируете каждому из них успешность, обеспечивая необходимыми вспомогательными средствами: будь то материал для выступления, готовый план-конспект или помощь в него составлении. Важно, чтобы ребенок владел чрезмерным количеством средств, которые облегчают ей осуществление своей миссии.

Техническая проблема заключается в том, как исключить или значительно сократить время обучения чтению, а именно — этап овладения инструментальных привычек. Целиком, очевидно, что эту проблему невозможно решить средствами сформированной практики. Нужна другая методология и другие средства обучения.

Добавить комментарий